Насущные проблемы дня сегодняшнего отдаляют нас от идей пышных и богатых садов прошлых столетий, от мира чувств возвышенных и поэтических. Испокон веков садово-парковое искусство требовало вложения немалых средств и развивалось благодаря меценатам. Взамен мир живой природы дарил нам эстетическую удовлетворенность, ощущение гармонии, благополучия и комфорта, но не конкретную прибыль.
Мы смотрим в день завтрашний с надеждой и верим в дальнейшее возрождение нашего Отечества, возрождение его славы и духовности, а, следовательно, расцвет всех искусств, в том числе и садово-паркового. Опираясь на анализ зарубежной и отечественной практики в области ландшафтной архитектуры, а также на исторический опыт развития садово-паркового искусства, сегодня используются следующие типы цветочно-декоративного оформления садов, скверов, парков, сел, городов.
Партеры получили блестящее развитие в период расцвета регулярных парков Франции во второй половине XVII века. Они оказали влияние на развитие садово-паркового искусства всех стран Западной Европы и России. В этот период партеры стали неотъемлемой частью регулярных композиций на самых парадных местах перед дворцом или по главной оси ансамбля. В рисунке использовались растительные мотивы. Стилизованные ветви, листья, цветы растений, скомпонованные в различных сочетаниях, создавали неповторимые узоры. Фоном для рисунка в большинстве случаев служил песок или газон. Рисунок выполнялся из различных строительных материалов и по контуру обсаживался полосой стриженого буксуса (низкого стриженого кустарника), предохранявшего сыпучие материалы от смешения. Полоса буксуса, кроме того, имела и декоративное значение, внося в партер элемент живой природы и придавая плоской композиции небольшую объемность.
Рисунок классических партеров довольно равномерно заполнял отведенную ему площадь, не оставляя больших свободных промежутков. Композиция партера имела определенные закономерности: ветви узора не были слишком длинными, в больших партерах они прерывались вставками в виде картушей и газонных раковин. Начальные элементы ветвей, пальметт и т.п. логично выходили из аграфов и волют, расположенных у краев партера, и из флеронов и картушей в середине. Кроме основных элементов волюта, пальметта, флерон, аграф, розетта, рисунок включал очень тонкие и мелкие детали - "усики", "зерна", "слезинки".
В русских партерах большое значение имели фигурная стрижка, кадочные и горшечные растения, использовались вазоны с цветами. Широкое распространение получили кружевные партеры.
Цветочные партеры и элементы партерных цветников в виде клумб и рабаток прочно оседают в русских усадьбах вплоть до XX века. Многие авторы объясняют это особым пристрастием в России к цветам. Бесчисленное применение партеров в скверах и парках, дворцовых, казенных, городских, общественных и частных садах создало целую технику, касавшуюся не только формы ковровых, мозаичных и стилизованных клумб, но и места их на террасах, откосах, площадках, перекрестках, окраинах аллей. Соблюдались и определенные требования по породам растений, колерам, освещению, грунту и т.д.
Кружевные партеры, или узорчатые, или "партеры-вышивки" относятся к наиболее роскошному типу партеров. Они располагались на самых ответственных местах композиций дворцово-парковых ансамблей. Кружевные партеры, выполнявшиеся в основном из строительных материалов, в свою очередь, могут быть подразделены на партеры с периметральной рабаткой, имеющей различные решения, не связанные с рисунком основной плоскости партера, и партеры, в рисунок которых включена полоса газона, органически соединенная с периметральной рабаткой. Рисунок располагается на фоне песка. Кружевные партеры практически не сохранились. В ряде исторических ансамблей Западной Европы существуют их упрощенные формы.
Наборно-орнаментальные партеры. Они состояли из элементов кружевного партера в сочетании с поверхностями стриженого газона. В них было принято делать фон из точеной черепицы. В настощее время подобный партер существует в парке Брюль в Германии.
Английские партеры. Они наиболее просты по сравнению с двумя предыдущими типами партеров. Для их устройства использовались только газон и песок. В периметральной рабатке иногда применялись цветы. Одним из лучших партеров этого типа считается северный партер Версаля, Английский партер у Цвингера. Вместо периметральной рабатки северный партер ограничен полосой стриженого буксуса. В России английский партер осуществлен в дворцово-парковом ансамбле Ломоносова.
Разрезные партеры. Единственный тип партеров, в котором главное значение имели цветы, поэтому их еще называли цветочными. В композиции разрезных партеров можно выделить два варианта: партеры, по песчаному фону рисунка которых можно было ходить, и партеры, по плоскости которых нельзя было ходить, так же, как и во всех остальных типах. Партер такого типа заложен около Монплезира в Нижнем парке Петродворца и в "Собственном садике" Павловского ансамбля.
Партеры около оранжерей. В партерах этого типа ведущее значение принадлежало кадочным или горшечным растениям, экспозиция которых осуществлялась на фоне кружевного или английского партеров. Ассортимент экспонируемых растений всегда очень невелик и часто ограничивался каким-либо одним видов цитрусовых.
Водные партеры. Этот тип не получил большого распространения. Партер, расположенный в английском парке Блэхейм, является одним из самых интересных водных партеров, дошедших до наших дней.
Г.С. Валицкая.
Другие статьи на эту тему читайте здесь.