Главная » Ландшафтный дизайн

Что подскажут прошлые века в планировке сада

Насущные проблемы дня сегодняшнего отдаляют нас от идей пышных и богатых садов прошлых столетий, от мира чувств возвышенных и поэтических. Испокон веков садово-парковое искусство требовало вложения немалых средств и развивалось благодаря меценатам. Взамен мир живой природы дарил нам эстетическую удовлетворенность, ощущение гармонии, благополучия и комфорта, но не конкретную прибыль.

Мы смотрим в день завтрашний с надеждой и верим в дальнейшее возрождение нашего Отечества, возрождение его славы и духовности, а, следовательно, расцвет всех искусств, в том числе и садово-паркового. Опираясь на анализ зарубежной и отечественной практики в области ландшафтной архитектуры, а также на исторический опыт развития садово-паркового искусства, сегодня используются следующие типы цветочно-декоративного оформления садов, скверов, парков, сел, городов.

Классические партеры

Партеры получили блестящее развитие в период расцвета регулярных парков Франции во второй половине XVII века. Они оказали влияние на развитие садово-паркового искусства всех стран Западной Европы и России. В этот период партеры стали неотъемлемой частью регулярных композиций на самых парадных местах перед дворцом или по главной оси ансамбля. В рисунке использовались растительные мотивы. Стилизованные ветви, листья, цветы растений, скомпонованные в различных сочетаниях, создавали неповторимые узоры. Фоном для рисунка в большинстве случаев служил песок или газон. Рисунок выполнялся из различных строительных материалов и по контуру обсаживался полосой стриженого буксуса (низкого стриженого кустарника), предохранявшего сыпучие материалы от смешения. Полоса буксуса, кроме того, имела и декоративное значение, внося в партер элемент живой природы и придавая плоской композиции небольшую объемность.

Рисунок классических партеров довольно равномерно заполнял отведенную ему площадь, не оставляя больших свободных промежутков. Композиция партера имела определенные закономерности: ветви узора не были слишком длинными, в больших партерах они прерывались вставками в виде картушей и газонных раковин. Начальные элементы ветвей, пальметт и т.п. логично выходили из аграфов и волют, расположенных у краев партера, и из флеронов и картушей в середине. Кроме основных элементов волюта, пальметта, флерон, аграф, розетта, рисунок включал очень тонкие и мелкие детали - "усики", "зерна", "слезинки".

В русских партерах большое значение имели фигурная стрижка, кадочные и горшечные растения, использовались вазоны с цветами. Широкое распространение получили кружевные партеры.

Цветочные партеры и элементы партерных цветников в виде клумб и рабаток прочно оседают в русских усадьбах вплоть до XX века. Многие авторы объясняют это особым пристрастием в России к цветам. Бесчисленное применение партеров в скверах и парках, дворцовых, казенных, городских, общественных и частных садах создало целую технику, касавшуюся не только формы ковровых, мозаичных и стилизованных клумб, но и места их на террасах, откосах, площадках, перекрестках, окраинах аллей. Соблюдались и определенные требования по породам растений, колерам, освещению, грунту и т.д.

Историческая классификация партеров

Кружевные партеры, или узорчатые, или "партеры-вышивки" относятся к наиболее роскошному типу партеров. Они располагались на самых ответственных местах композиций дворцово-парковых ансамблей. Кружевные партеры, выполнявшиеся в основном из строительных материалов, в свою очередь, могут быть подразделены на партеры с периметральной рабаткой, имеющей различные решения, не связанные с рисунком основной плоскости партера, и партеры, в рисунок которых включена полоса газона, органически соединенная с периметральной рабаткой. Рисунок располагается на фоне песка. Кружевные партеры практически не сохранились. В ряде исторических ансамблей Западной Европы существуют их упрощенные формы.

Наборно-орнаментальные партеры. Они состояли из элементов кружевного партера в сочетании с поверхностями стриженого газона. В них было принято делать фон из точеной черепицы. В настощее время подобный партер существует в парке Брюль в Германии.

Английские партеры. Они наиболее просты по сравнению с двумя предыдущими типами партеров. Для их устройства использовались только газон и песок. В периметральной рабатке иногда применялись цветы. Одним из лучших партеров этого типа считается северный партер Версаля, Английский партер у Цвингера. Вместо периметральной рабатки северный партер ограничен полосой стриженого буксуса. В России английский партер осуществлен в дворцово-парковом ансамбле Ломоносова.

Разрезные партеры. Единственный тип партеров, в котором главное значение имели цветы, поэтому их еще называли цветочными. В композиции разрезных партеров можно выделить два варианта: партеры, по песчаному фону рисунка которых можно было ходить, и партеры, по плоскости которых нельзя было ходить, так же, как и во всех остальных типах. Партер такого типа заложен около Монплезира в Нижнем парке Петродворца и в "Собственном садике" Павловского ансамбля.

Партеры около оранжерей. В партерах этого типа ведущее значение принадлежало кадочным или горшечным растениям, экспозиция которых осуществлялась на фоне кружевного или английского партеров. Ассортимент экспонируемых растений всегда очень невелик и часто ограничивался каким-либо одним видов цитрусовых.

Водные партеры. Этот тип не получил большого распространения. Партер, расположенный в английском парке Блэхейм, является одним из самых интересных водных партеров, дошедших до наших дней.

Г.С. Валицкая.

Другие статьи на эту тему читайте здесь.

Понравилась ли статья? Оцените содержание материала
Увидеть, как её уже оценили можно тут