Главная » Работы в саду и в огороде

Государство - для народа

В Республике Беларусь проводится целенаправленная работа по решению ряда важнейших проблем, напрямую связанных с реализацией выдвинутой Главой государства А. Г. Лукашенко на третьем Всебелорусском народном собрании основополагающей задачи - построение государства для народа. И здесь должны быть четко обозначены простые и ясные ориентиры, понятные каждому человеку.

Эти вопросы стали темой разговора с историком, философом, доктором социологических наук В.М. Михеевым.

- Хотелось бы сразу уточнить, Валерий Михайлович, какой ориентир в этом плане является главным, основным?

- Конечно, это человек! Первейшая задача государства - создавать необходимые условия для самореализации своих граждан. Это возможно только при безусловной ориентации на человека с его насущными нуждами и чаяниями. Такая ориентация - принципиальное требование и позиция нашего Президента. Прежде всего хочу подчеркнуть: задача построения государства для народа - не временная кампания, а стратегическая цель власти. Фактически это - национальная идея нашего общества на современном этапе развития. Не только каждой государственной структуре, но и каждому из управленцев надлежит четко и конкретно определить свое место в реализации этого стратегического курса - на социально ориентированный, устойчивый, инновационный путь развития на принципах белорусской экономической модели.

- Однако такие проявления бюрократизма, как равнодушие, формализм и безответственность в делах управленцев, серьезно затрудняют решение этой задачи.

- Согласен, но не только наша страна столкнулась с бюрократизмом. Это мировое явление. Пока существует государство с чиновничьим аппаратом, до тех пор будет существовать и социальная база для возникновения бюрократизма. Это не означает, что мы должны с этим явлением смириться. Наоборот, нужно бороться, своевременно принимать решительные меры по его искоренению и свести до минимума его проявление во всех сферах общественной жизни нашего суверенного государства. Бюрократизм - это, в сущности, формализм, бездушие, произвол, стяжательство.

- Чтобы выйти на новый уровень качества жизни наших людей, что нужно сделать?

- Во-первых, убрать все наносное, что мешает человеку жить комфортно, спокойно и уютно. Во-вторых, дать возможность проявить инициативу и ощутить свою значимость в конкретных делах. В-третьих, создать на местах такую обстановку, в которой власть считалась бы с мнением каждого конкретного человека и реагировала делами на справедливую критику.

Именно в этом видится практическая реализация подхода "Государство - для народа, а человек - во благо своего Отечества".

- Может быть, у нас есть и какой-либо другой выбор?

- Выбор есть всегда. Однако в современных реалиях лучший выбор - последовательно созидать государство для своего народа. К этому мы подошли объективно, пройдя непростой путь. Сегодня в развитии молодого белорусского государства можно выделить пять основных этапов. Кратко их охарактеризую.

Первый. С момента провозглашения независимости Республики Беларусь до избрания первого Президента страны (1991-1994 годы). Это был наиболее сложный период в новейшей истории белорусского государства. Распалось исторически сложившееся крупнейшее многонациональное государство - СССР. Мы фактически остались у разбитого корыта. Ни действенной государственной власти, ни управляемой экономики. Принципиальным является для этого периода и то, что вектор дальнейшего развития страны мог быть прямо противоположным - от самостоятельности до ее потери. Это был судьбоносный момент в нашей истории.

Второй. 1994-1996 годы. Этот этап положил начало становлению новой белорусской государственности. В тяжелейших экономических условиях и непростой международной обстановке в стране была восстановлена управляемость, сформировано правительство, "вертикаль" власти, не допущена антинародная приватизация. Народ Беларуси сделал окончательный выбор в пользу суверенного демократического пути развития страны. Всенародным голосованием был избран Глава государства, а на республиканском референдуме в ноябре 1996 года принят Основной закон страны - Конституция. Впервые на Всебелорусском народном собрании в октябре 1996 года были одобрены Основные направления социально-экономического развития республики на 1996-2000 годы. Тем самым в этот период были заложены правовые, организационные, экономические, управленческие предпосылки для прогнозируемого созидательного развития страны.

Третий этап охватывает годы нашей первой пятилетки (1996-2000 годы). Поставлена и решена важная задача - повышение жизненного уровня белорусского народа на основе стабилизации экономики и обеспечения экономического роста отраслей народного хозяйства республики. В Программе социально-экономического развития страны на 1996-2000 гг. были выделены три главных направления развития: экспорт, жилье, продовольствие. Они стали теми "локомотивами", которые смогли "подтянуть" другие сферы и производство, в целом обеспечив выход из кризисного состояния, постепенный подъем экономики и повышение благосостояния народа.

Четвертый. 2001-2005 годы. В мае 2001 года на втором Всебелорусском народном собрании были одобрены основные положения Программы социально-экономического развития страны на 2001-2005 годы, предусматривающие создание необходимых макроэкономических условий и переход страны к устойчивому социально-экономическому развитию.

По результатам 2005 года страна превзошла уровень 1990 года по производству ВВП на 27%, промышленной продукции - на 53%, производству потребительских товаров - на 66%, реальным денежным доходам населения - на 75%. Произошли существенные сдвиги в аграрном секторе экономики. Его пятилетний прирост составил более 25%, что способствовало приближению к уровню 1990 года (90%). Реальная заработная плата в 2005 году выросла по сравнению с 1995 годом в 3,5 раза, пенсии - в 3,7 раза.

В XXI век республика вступила со своей национальной стратегией развития. В области совершенствования государственности - это формирование сильного эффективного правового государства; в области общественного развития - постепенный переход к постиндустриальному обществу с развитыми отношениями социального партнерства, рациональной системой формирования всесторонне развитого человека, восприимчивого к научно-техническим нововведениям; в области экономики - создание социально ориентированной рыночной экономики, высокоэффективной, с адекватной рыночной инфраструктурой.

Пятый этап. 2006-2010 годы. В марте 2006 года на третьем Всебелорусском народном собрании были одобрены Основные направления Программы социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы. Социальный девиз нового пятилетия - "человек - инновации - благосостояние". Главная цель - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей. Для ее достижения будет обеспечен рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат. Люди должны ощутить реальную заботу государства. Поставлена задача - внедрить повышенную систему социальных стандартов во все сферы жизни общества.

Нынешний этап определен и как этап нового качества жизни белорусского народа. Его характерной чертой является решение новой амбициозной задачи - войти в число высокоразвитых европейских стран.

- Значит, необходимость построения государства для народа объективно созрела?

- Сегодня Республика Беларусь занимает достойное место в мировом сообществе. В условиях возрастающей глобализации она не стала незаметной, все больше заявляет о себе конкурентоспособностью своей продукции, высокими темпами экономического роста. Наш ежегодный прирост валового продукта более чем в два раза превышает среднемировой.

Немногие страны в мире могут заявить, что за последние десять лет у них вдвое увеличено производство валового внутреннего продукта, в пять раз - объем экспорта, на сорок процентов - объем промышленной продукции.

За короткий период времени (по историческим меркам) мы добились очень многого. В течение последних лет экономика страны развивается высокими темпами, что позволяет успешно решать сложные социальные задачи.

- Однако, согласитесь, люди всегда ждут от власти большего. Разве не случается, что на серьезные обращения граждан, в том числе и коллективные, чиновники отвечают формальными отписками или затягивают их решение?

- Государство для народа состоится, когда на деле будут учитываться интересы каждого без исключения человека. Мы должны добиться, чтобы между теми, кто работает в госорганах, и теми, кто обращается в госорганы, установилось настоящее деловое партнерство. Госучреждения, работающие с населением, должны сфокусировать свою деятельность на тех направлениях, которые важны для граждан. Сервис услуг должен быть высококачественным, а способы его предоставления - доступными и простыми. Нередко различные задержки в разрешении обращений граждан происходят по причине неэффективной организации работы самих органов. Людей не интересует, от кого это зависит. Им важен конечный результат. Надо добиться, чтобы чиновник был зависим от оценки качества своей работы гражданами.

И еще. Надо государственные службы, в которых есть необходимость, сделать доступными для людей 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Поясню, что речь не идет о том, чтобы привязать чиновника к стулу, оставив его без отпуска и выходных. Нет. Имеется в виду создание системы справочных служб, которая позволит человеку в любое время суток и в любой день недели получить квалифицированный совет, нужную информацию и помощь специалиста по тому или иному вопросу. Несмотря на то, что нормативно-правовая база в этом направлении у нас постоянно совершенствуется, для реализации такого подхода необходимо парламенту разработать и принять Закон о стандартах управленческой деятельности всех государственных органов в Республике Беларусь.

- При таком подходе намного возрастают требования и к самим работникам госаппарата.

- Сама жизнь на повестку дня остро ставит вопрос о подготовке и формировании управленцев нового типа, которые бы умели слушать и понимать человека, владеть информационными технологиями, предвидеть последствия принимаемых решений. По большому счету, речь идет о создании нового механизма управления обществом, необходимого для развития инициативы, самостоятельности и ответственности каждого гражданина.

- Уважаемый Валерий Михайлович, мы встречаемся с вами в канун замечательных праздников. Позвольте вас поблагодарить за беседу и от вашего имени, от редакционной коллегии журнала поздравить всех жителей родной Беларуси с Новым годом и Рождеством Христовым, пожелать здоровья, мира, добра и процветания.

О.И. Крень.

Другие статьи на эту тему читайте здесь.

Понравилась ли статья? Оцените содержание материала
Увидеть, как её уже оценили можно тут