Страница 1 из 1

Когда в саду хозяйка - женщина

Добавлено: 07 дек 2006, 16:52
honeygarden
Ей выпало быть женой известного в садоводческом мире человека, доктора сельскохозяйственных наук Геннадия Петровича Рылова. Почти четверть века прожила Лариса Пантелеевна Майсюк со своим незаурядным супругом. Геннадий Петрович был директором экспериментальной базы «Руткевичи» в Щучинском районе, работал старшим агрономом, преподавал садоводство в Щучинском ПТУ. Радости и неудачи, крушение надежд, желание возродить погибший помологический сад уже на 70-ти сотках в деревне Свириды - все это она пережила вместе с мужем.

Три года прошло с тех пор, как Лариса Пантелеевна овдовела. После Геннадия Петровича остались два сада. Первый был заложен в лесном массиве в начале 80-х годов в нескольких километрах от Щучина. Его в семье называли дачей. На участке расположено более 70 видов плодово-ягодных культур.

Собирая коллекцию, Геннадий Петрович исходил из того, чтобы здесь росло все самое ценное - то, чего нет в обычных садах. Например, сорт яблони Ровесник Гагарина был и остается любимым в семье. Его сочные плоды гармоничного вкуса, зеленые, с небольшим румянцем хранятся до мая. Не было того человека, кого бы не удивила своей крупно-плодностью слива Венгерка гигантская. Ну и, конечно же, не может остаться незамеченной плакучая рябина, растущая возле дачного водоема. Лариса Пантелеевна вспоминает, что, будучи в Москве на ВДНХ, Геннадий Петрович «тихонько» сорвал веточку этого романтического дерева. К рябинам у него какая-то особая любовь. Из Чехии «незаметно» была доставлена веточка рябины маравской, и потом это растение «расплодилось» в лесу вокруг дачи. Айва обыкновенная прижилась в местном климате и стойко выдерживает морозы.

Дача дачей, но я почувствовала, что Лариса Пантелеевна больше тянется душой к молодому саду, который был заложен 6 лет тому назад.

Геннадий Петрович тяжело переживал уничтожение помологического сада в экспериментальной базе «Руткевичи», но как человек деятельный, который не так просто сдается, решил продолжать сортоиспытательную работу и задумал создать в деревне Свириды фермерское хозяйство. Он уже многое успел посадить в молодом саду...

Свернув с шоссе на лесную дорогу, выезжаешь к деревне, как будто спрятавшейся за небольшим леском. Места эти нравятся Ларисе Пантелеевне, но ведь сил у нее с каждым годом не прибавляется, а за садом нужен постоянный уход. И хотя помощников нет, но зато есть чувство долга и желание уберечь, сохранить труды Геннадия Петровича.

В Свиридах на 70 сотках растут яблони, груши, сливы, черешни, крыжовник, мичуринские сорта крупноплодной, черной,красной и золотистой смородины. Есть здесь несколько канадских сортов колонновидной яблони. Только садовой земляники 18 сортов. Причем отводится больше места тому сорту, который нравится хозяйке.

Показывая мне сад, Лариса Пантелеевна уточняет, что яблони посажены в нижней части участка, а в верхней растут груши, к которым у Геннадия Петровича было особое отношение. Есть здесь уже плодоносящие деревья английского сорта Конференция, а также сорта: Великая летняя, Осенний великан, Тающая, Мраморная, Белорусская поздняя.

Хозяйка сада гордится знаменитым английским сортом яблони Золотое семечко. Говорят, что это были любимые яблоки Екатерины II. Плоды доставлялись ей на корабле, завернутые в фольгу. Кстати, Лариса Пантелеевна видела, как один знакомый садовод хранит эти крепкие, зеленые яблоки. Он разгребает землю, туда стелет солому и на нее сыплет плоды, затем закрывает - ну как картофель в буртах. Таким образом урожай не портится до мая.

Тут же на участке находится небольшой питомник с саженцами яблонь: Антей, Коваленковское, Слава победителям, Белорусское малиновое, Банановое, Коштеля. Растут сеянцы абрикоса, айвы. Чтобы получить саженцы Антоновки, Лариса Пантелеевна стратифицирует собранные осенью семечки из яблок и весной высевает в питомник, а потом использует для подвоев и прививает.

Хотя Лариса Пантелеевна по профессии ветврач, но она никогда не была равнодушной к работе своего супруга. Постоянно в чем-то помогала ему, одновременно постигая садоводческие секреты.

Отвечая на мои вопросы, она охотно делилась накопленными за годы жизни с Геннадием Петровичем познаниями.

- Побелку сада принято делать поздней осенью, чтобы ранней весной избежать солнечных ожогов деревьев. Вы придерживаетесь этого правила?

- Я свой сад белю ранней весной, в марте. Кстати, если в осеннюю побелку добавить немного ихтиола, карболовой кислоты или дегтя, тогда стойкий неприятный запах отпугнет зайцев зимой. Геннадий Петрович делал несколько иначе: брал кусочек ткани, смачивал ее дегтем или карболовой кислотой, а затем подвешивал на дерево. Таким способом он отпугивал зайцев.

В марте я начинаю делать обрезку яблонь и груш. Я сад не загущаю. Как видите, деревья у нас невысокие. Между яблонями прекрасно растет смородина. На зиму корневую систему деревьев утепляю навозом. В начале весны обрабатываю растения 10-процентным раствором мочевины (1 кг на 10 литров воды). Тогда ствол у деревьев всегда будет чистым, не порастет мхом.

- Наверное, самое сложное для вас - это весенне-летние работы? Надо вовремя справиться с болезнями и вредителями, не допустить буйства сорняков.

- Приходится междурядья обрабатывать раундапом, чтобы уничтожить пырей. Я сорную траву выпалываю, кладу под деревья, посыпаю удобрениями. Потом земля становится, как пух. Осенью вношу суперфосфат и немного калийных удобрений - пригоршню поддерево.

- Сейчас многие сады страдают от рака. Чем можно победить эту коварную болезнь?

- К сожалению, не могу похвастаться, что все мои деревья здоровы, некоторые болеют раком. Лечу по методике Геннадия Петровича. Вначале пораженный участок дерева зачищаю до здоровой ткани. Затем беру медный купорос (2 ложки на полулитровую банку) и несколько раз смачиваю им рану. Когда она подсохнет, замазываю смесью из 3 частей глины, 1 части коровяка и 1 ложки медного купороса. И вы знаете, раны на дереве заживают, если, конечно, принять все надлежащие меры. Бывает, что в кроне также попадаются мелкие ветки, пораженные раком, тогда их нужно удалить.

- Многие любители сегодня пытаются садить сады на карликовых подвоях. Ведь такие деревья уже на 3-й год начинают плодоносить. Я смотрю, ваш сад - на сильнорослых подвоях. Геннадий Петрович пробовал работать с карликовыми подвоями?

- Конечно же пробовал. Однако он считал такой сад недолговечным из-за поверхностной корневой системы. Да и семенной подвой вырастить легче, чем карликовый.

Рассказывая о молодом саде, Лариса Пантелеевна вздохнула и погоревала, что не хватает мужской руки и поддержки. Деревья, поваленные ураганом, пришлось самой корчевать. Да и новые посадки - тоже ее работа. В молодом саду растет несколько сортов черешни. Лариса Пантелеевна сожалеет, что нет украинского сорта Сентябрьская сладкая. Вспоминаются былые годы, осенние прогулки по саду с Геннадием Петровичем и лакомые ягоды черешни...

Но не только плодовыми деревьями и ягодными кустарниками занимается Лариса Пантелеевна Майсюк. Она очень любит цветы, и приглашала приехать весной посмотреть на ее цветущие тюльпаны, ирисы, пионы... У нее на участке высажено около тысячи луковиц рябчика императорского.

А еще она хранительница обширной библиотеки своего знаменитого мужа, где много редких книг по садоводству, брошюр, энциклопедий. И хотя сегодня нет недостатка в садоводческой литературе, на прилавках книжных магазинов ее выбор очень широк, поиски известных селекционеров ушедшего века, их рекомендации, как старое виноградное вино, очень ценны, а главное, проверены временем.

Прощаясь со мной, Лариса Пантелеевна с сожалением сказала, что никто из троих ее сыновей не выбрал сельскохозяйственную стезю. А ведь годы идут. И на мой вопрос, так что же будет с садом, она ответила: «Подарю кому-нибудь». В мой приезд как раз был в гостях старший сын из Волгограда со своим сынишкой лет одиннадцати. Глядя на шустрого мальчика, Лариса Пантелеевна высказала робкую надежду: «Может, внуку понравится сады разводить. Вот подрастет, тогда и решит, какое дело для него более нужное и важное».

Б.К. Смоктуновский.