Главная » Работы в саду и в огороде » Люди и сад

Кадры села

Проблема закрепления молодежи на селе по-прежнему остается острой. Не секрет, что еще многие выпускники сельских общеобразовательных школ и даже профессионально-технических училищ не желают связывать свои жизненные планы с сельскохозяйственным производством.

«Мой сын в деревне не останется, - заявил один из механизаторов колхоза имени Гастелло Столбцовского района. - Не для того он десятилетку оканчивает, чтобы здесь жить». Можно смело утверждать, что большинство родителей с такой «философией» содействуют зарождению у своих детей пренебрежительного отношения к сельскохозяйственному труду. И стоит ли удивляться, что многие сельские юноши и девушки потому и вырастают с сильно развитой потребительской психологией, превращаются в белоручек?

Земледельцы старшего поколения еще помнят время, когда семья была материально заинтересована в том, чтобы дети как можно раньше приобщались к сельскохозяйственному труду, вносили свой вклад в семейный бюджет. В то время не все могли дать ребенку среднее общее образование, не говоря уже о высшем. Не было особой необходимости и в том, чтобы педагогические коллективы, общественные организации деревни, руководители хозяйств занимались социальной и профессиональной ориентацией молодежи. Это делала, и довольно успешно, сама семья. Но вот доходы сельских тружеников увеличились. В результате и бюджет сельской семьи изменился к лучшему. Она оказалась в состоянии, не ущемляя себя материально, дать детям любое образование. Нельзя не принять во внимание и научно-технический прогресс, который в последнее время значительно повысил престиж «городских» профессий.

Под влиянием всех этих факторов колхозная семья, как и рабочая, оказалась сориентированной на то, чтобы дети обязательно приобрели высшее или среднее специальное образование, причем, как правило, не сельскохозяйственное.

Что же нужно делать, чтобы колхозы и совхозы молодели людьми, не испытывали потребность в кадрах, чтобы деревенская жизнь имела логическое продолжение? Одно из направлений закрепления кадров - профессиональная ориентация школьников, организация их общественно полезного производительного труда, выработка в соответствии с требованиями школьной реформы стройной системы воспитания.

В республике в этом отношении проводится определенная работа. Многие общеобразовательные школы поддерживают связи с колхозами и совхозами. Учащиеся оказывают хозяйствам помощь в уборке урожая, проведении других сельскохозяйственных работ. В качестве примера можно сослаться на Осовецкую среднюю школу Любанского района, у которой сложились хорошие отношения со своим базовым предприятием - колхозом «Рассвет». Хозяйство выделяет школе средства для приобретения различного оборудования, наглядных пособий, строительных материалов. Ученическая производственная бригада, состоящая из 60 учеников, трудится в полеводстве, овощеводстве, на заготовке кормов, строительстве различных объектов колхоза. Юноши и девушки за счет хозяйства направляются учиться в высшие и средние учебные заведения. В настоящее время колхоз имеет свыше 30 стипендиатов. Забота, проявляемая о молодежи, и целенаправленная работа по её профессиональной ориентации положительно сказываются на закреплении молодых кадров. Ныне в хозяйстве около половины специалистов и работников массовых профессий составляют люди в возрасте до 30 лет. Колхозу «Рассвет» уже не грозит «старение», так как многие выпускники школы остаются здесь работать. Все это существенным образом влияет на повышение эффективности сельскохозяйственного производства благодаря возросшему уровню квалификации и образования работников.

На хорошем уровне профессиональная ориентация и трудовое воспитание молодежи в Волосовской средней школе Толочинского района. С помощью совхоза «Искра» оборудованы учебные мастерские, кабинет сельскохозяйственных машин. Хозяйство создало рабочие места для учащихся в своих мастерских. В школе организована ученическая производственная бригада. Зимой ребята изучают основы агротехники возделывания сельскохозяйственных культур, экономики сельского хозяйства, знакомятся с перспективными и районированными сортами растений. Занятия ведут специалисты сельского хозяйства - агроном, экономист, зоотехник. Летом учащиеся на площади 65,5 гектара выращивают картофель, лен, корнеплоды, овощи. По заданию хозяйства животноводческое звено ученической бригады занималось изучением передовых методов откорма молодняка крупного рогатого скота в стойловый период. В колхозе имени Мичурина школьники обрабатывают свеклу, занимаются заготовкой сена и сенажа. Специалисты колхоза знакомят школьников с экономическими показателями производственной деятельности хозяйства, примерами экономного расходования материальных ресурсов, рационального использования рабочего времени. Все это способствует закреплению выпускников в отраслях земледелия и животноводства.

Много внимания уделяется трудовому воспитанию и профессиональной ориентации учеников в Бродецкой средней школе Березинского района. Решать эту задачу помогают правление и партийная организация местного колхоза «Березина». Здесь умело воспитывают у ребят почтительное отношение к труду земледельца, животновода. Ежегодно до 30 процентов выпускников школы остаются работать в сельском хозяйстве, поступают на учебу в сельскохозяйственные институты, техникумы, профессионально-технические училища.

Вывод такой: где председатели правлений колхозов, директора совхозов, руководители внутрихозяйственных подразделений и профсоюзные организации, а также школы вдумчиво и целеустремленно работают с молодежью, помогают ей найти свое призвание, сделать жизнь интересной и содержательной, там проблема трудового воспитания юношей и девушек и пополнения ими кадров решается успешно.

Однако, как свидетельствует практика, профессиональная ориентация и трудовое воспитание молодежи сами по себе еще не в состоянии полностью решить кадровую проблему на селе. Важнейшая гарантия закрепления людей в сельскохозяйственном производстве - создание необходимых культурно-бытовых условий.

Положительный опыт в этом отношении накоплен колхозом имени Ильича Березинского района. Было время, когда в хозяйстве не хватало людей. Учитывая создавшееся положение, правление и партийная организация колхоза повели целенаправленную работу по формированию стабильных трудовых коллективов. Ценным является, на наш взгляд, то, что проблема закрепления кадров в хозяйстве решается комплексно. С одной стороны, создаются для колхозников благоприятные производственные условия, совершенствуются организация и оплата труда, а с другой - отлаживается культурно-бытовое обслуживание населения. Проведена реконструкция почти всех ферм, что позволило укомплектовать их кадрами животноводов. Правление колхоза постоянно заботится о строительстве благоустроенного жилья. После капитального ремонта в сельском Доме культуры появились возможности для занятия художественной самодеятельностью, проведения различных культурных мероприятий. Открыта колхозная музыкальная школа, где по классам аккордеона, баяна и домры занимаются около 30 человек. Проведена реконструкция первого этажа средней школы. Работает детский сад-ясли на 50 мест, который уже стал тесным. Поэтому есть намерение расширить его не менее чем до 90 мест. Закреплению молодежи в хозяйстве, особенно девушек, содействует и то, что недавно на центральной усадьбе - деревня Селиба - правление колхоза совместно с дирекцией Березинской швейной фабрики открыли швейный цех.

Забота об улучшении условий жизни тружеников колхоза имени Ильича благотворно сказалась на стабилизации кадров массовых профессий. Численность трудоспособных увеличилась здесь с 219 до 260 человек. При этом ряды колхозников в основном пополняет молодежь. В свое время одна из выпускниц школы почти год трудилась на Минском часовом заводе. Но эта работа её не удовлетворяла, и она вернулась в родное село Маевка, где ей доверили ответственный участок - раздой первотелок.

Однако в некоторых местах допускают еще формализм и кампанейщину по включению молодежи в сельскохозяйственное производство.

И с этим нельзя не согласиться. Думается, что назрела необходимость образования в стране единой государственной системы профориентации и профотбора молодежи, которая включала бы не только общеобразовательные школы и органы народного образования, но и промышленные предприятия, колхозы, совхозы, научно-исследовательские учреждения.

Почему бы, например, не предусмотреть в средних школах должность консультанта по профессиональной ориентации, как это делается в Чехословакии? Он обязан знакомить учеников с разными профессиями; направлять работу классных руководителей при изучении способностей, склонностей и интересов учеников; проводить с будущими выпускниками и их родителями беседы для оказания им помощи при выборе учебного заведения, если есть желание продолжать учебу, или сферы трудовой деятельности, если ученик пожелал заняться после окончания школы производственным трудом.

Формирование у сельской молодежи устойчивого интереса к сельскохозяйственным профессиям - процесс комплексный, сложный и кропотливый.

В.Ф. Тарасевич.

Другие статьи на эту тему читайте здесь.

Понравилась ли статья? Оцените содержание материала
Увидеть, как её уже оценили можно тут