Главная » Работы в саду и в огороде » Фермерские и личные подсобные хозяйства

Есть ли будущее у нашего фермера

- Константин Михайлович, давайте для начала познакомим наших читателей с историей появления на свет Белорусского общественного объединения фермеров, с чего начиналось наше фермерство вообще.

- Официальной датой создания национальной фермерской организации считается 16 ноября 1989 года. Толчком к этому послужило появление в то время на основе тогдашних законов о кооперации и аренде малых семейных кооперативов. Как таковых фермеров еще не было. Настоящие фермерские хозяйства стали появляться с 1991 года, когда был принят новый Земельный кодекс и Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Сегодня в стране насчитывается чуть более 2100 таких хозяйств.

- А в чем состоят цели и задачи вашей организации?

- Основной нашей задачей является защита интересов фермеров на всех уровнях государственной власти, лоббирование их, создание благоприятного социально-экономического фона вокруг их деятельности. Кроме того, оказываем фермерам информационную поддержку посредством издания газеты "Наш фермер", осуществляем их правовую защиту и юридическое консультирование через собственный юридический центр. Проводим всевозможные образовательные семинары и конференции. Большое внимание уделяем работе с женами фермеров по повышению их социального статуса и развитию общественной активности, ведем работу также и с их детьми по профессиональной ориентации, для того чтобы они смелее шли по стопам родителей.

- Тем не менее, Константин Михайлович, поговаривают, что сегодня процесс фермерства в стране идет на спад. Даже и цифры конкретные озвучивают: вот было вначале 6300 хозяйств, а осталось чуть больше 2000. Так что же происходит на самом деле?

- Обо всем этом очень сложно судить. 6300 - это количество всех фермерских хозяйств, образовавшихся с начала фермерского движения и по сей день. Ежегодно у нас образуется 50-200 новых фермерских хозяйств и 200-250 хозяйств прекращает свое существование. Беда в том, что фермеры у нас существуют, можно сказать, сами по себе, а ведь фермерство не может просто так развиваться. В каких условиях мы сегодня живем? Есть Закон о крестьянских (фермерских) хозяйствах, есть какие-то законодательные предпосылки для развития и в других нормативных актах. Короче, все не против, чтобы фермеры были. Пожалуйста, развивайтесь. А как уж там у вас все будет получаться, да и получится ли вообще, - знать не знаем и знать не хотим. То есть вроде бы никто не против фермеров, но и тех, кто "за", немного. Все инициативы в проведении земельной реформы были изначально отданы на откуп районной исполнительной власти. И она, в зависимости от широты своих воззрений, действовала. Где-то эти ростки нового поддерживали, а где-то смотрели на них с раздражением.

Не мной придумано и то, что приватизацию, на земле в частности, невозможно отменить, ее можно только отложить на какое-то время. И рано или поздно мы к этому придем. Подтверждение тому - опыт всего мирового сельского хозяйства. Главное, чтобы процесс приватизации сельского хозяйства и создание собственника происходили не так, как это случилось с первыми белорусскими фермерами. Государство должно процесс этот контролировать, стимулировать, наблюдать и поощрять. Роль государственного управления здесь очень значительна. Какие сценарии при этом могут быть? Я вижу их только два. Первый (европейский) - фермерский, когда и собственник, и работник выступают в одном лице. Вторым я бы назвал российско-азиатский. Сегодня все российское сельское хозяйство частное. Не смотрите на организационно-правовую форму их сельхозпредприятий (производственный кооператив, ООО, АО, ОДО), принадлежат они, как правило, одному конкретному лицу. Поначалу в любом колхозе было много акционеров, а затем начался логический постепенный процесс сосредоточения собственности в одних руках. Нам главное понять, что в этом деле значительную часть должна занимать так называемая трудовая частная собственность.

В моем понимании хозяин - это, прежде всего, собственник на земле. Кого сегодня у нас в стране к этой категории можно отнести? В первую очередь, это 1,5 млн владельцев личных подсобных хозяйств, а также всевозможных дачников и огородников, добавьте сюда 2 тысячи фермеров. В совокупности все вместе они занимают 16% земли, из них 1,3% приходится на фермеров. Может ли существовать такое сельское хозяйство?

- Как я понял, Константин Михайлович, вы считаете, что лучшим способом раздела земли является именно фермерство?

- Давайте порассуждаем. Кто такой фермер? Это представитель мелкого и среднего бизнеса, а следовательно, это средний класс на селе. Средний класс, как известно со времен Петра Аркадьевича Столыпина, это залог стабильности, порядка, какой-то благочестивости и цивилизованности в обществе. А когда среднего класса нет, то получается, что с одной стороны стоит капиталист, а с другой - наемные рабочие. И эта участь достается их детям, внукам и правнукам. В нынешних общественных условиях фермер не может взять землю в колхозе, а что уж говорить о том, когда предприятие станет частным.

Сегодня чего только ни говорят в адрес наших фермеров: и проходимцы они, и негодяи, и землю бросают. Но я полагаю, что человек с такими качествами, с таким складом ума и такими подходами вряд ли пошел бы работать на земле. Другое дело, что многие, пожелавшие стать фермерами, ошибочно думают, что это легкий труд. Они неправильно его себе представляют. Ведь фермеру приходится не только пахать и сеять, но и решать целый комплекс организационных и юридических вопросов, что не всем под силу. Да, сегодня наши фермеры - публика разношерстная, кто только чем ни занимается, и это надо понимать. У кого-то 2 гектара земли, а у кого-то 2000 гектаров.

- Ну а как нынче живется белорусскому фермеру?

- Сегодня у нас в стране все внимание государства отдано крупным сельхозпредприятиям. О них вся забота. С одной стороны, государство финансово их поддерживает, решает их проблемы и не дает погибнуть, но, с другой стороны, контролирует и координирует их деятельность. И когда какой-то стихийный частник пытается вклиниться в эту систему, то оказывается в ней чужаком. Хотя законодательно фермерские хозяйства пользуются такими же правами, как и другие сельхозпредприятия коллективной и государственной формы собственности, и имеют равные права на все виды государственной поддержки. А государство выстроило определенную схему такой поддержки. Это льготные цены на удобрения, горючее, средства защиты растений, лизинг сельхозтехники, удешевленные кредиты и всевозможные компенсации, возмещение потерь вплоть до раздачи денег. Кроме того, существуют комплексные целевые программы, направленные на развитие тех или иных отраслей сельского хозяйства. Но мелкий и средний фермер к ним не может подступиться. Вот вам одна из причин, по которой фермеры оказываются за бортом жизни. Приведу общеизвестные цифры - 150-170 долларов бюджетной поддержки на каждый гектар сельхозугодий в среднем выделяется на все сельхозпредприятия страны. Но если взять судьбу отдельного среднего фермера, то он никогда этих денег не видел. И если так будет продолжаться, то это и будет одной из причин, по которой наш фермер разорится.

Для банка средний фермер - тоже неподходящий клиент. У банка свои правила - надо собрать большой пакет документов, соблюсти много различных формальностей и фермер ему как клиент не интересен и не выгоден. Гипотетически банк не отказывается с ним работать, но практически фермеру к нему также невозможно подступиться.

- Да, невеселую картину вы нарисовали, Константин Михайлович. Тем не менее фермер наш живет и достойно трудится в этих условиях. Кстати, в каких областях республики больше всего фермеров?

- Очень интересный вопрос. Казалось бы, с точки зрения менталитета, традиций, привязанности человека к частной собственности их больше всего должно быть в Гродненской и Брестской областях. Нет, лидируют в этом плане Минская и Могилевская области. Я думаю, что причина в том, что колхозно-совхозная система в первую очередь начала давать сбои на Минщине, Могилевщине, Витебщине. А на Гродненщине и Брестчине хозяйства значительно крепче, и не очень-то их руководители дают возможность людям стать собственниками. Хотя, если откровенно говорить, то фермеры из этих регионов покрепче и покруче, чем на той же Могилевщине или Витебщине.

- А чем наши фермеры предпочитают заниматься, каким видом производственной деятельности?

- Как сказал один мудрый человек, сельскому хозяйству в нашей стране природой начертано быть мясомолочным - ведь все условия для этого есть. К сожалению, среди фермерских хозяйств таких примеров очень мало. Дело это материало- и капиталоемкое, а потому животноводством начать заниматься фермеру очень трудно, но без этой отрасли полноценно жить, работать и развиваться, наверное, невозможно.

Многие преуспели в овощеводстве и картофелеводстве. Именно производство овощей - удел малых и средних частных предприятий. Отрасль гибкая и отзывчива на конъюнктуру рынка. Правда, порой происходят вещи, о которых знают все. Фермер привез продавать капусту, а ему говорят, что у нас то ли устное, то ли письменное распоряжение ни от кого капусту не брать, кроме колхозов, потому что у них ее столько, что не знают, куда девать. А как по-другому поступать, ведь государство на это потратило очень много денег.

- Так что же делать фермеру, Константин Михайлович, в этой непростой ситуации?

- Прежде всего, на уровне государства должна быть четкая система работы с фермером, а ее нет. Вот прошел очередной съезд фермеров, реакция руководства такова: опять они там кричали, дайте им денег - пусть купят себе 100 тракторов. А кто это будет делать и как - непонятно, почему одному дадут трактор, а другому нет. Возьмите, к примеру, Украину, там схема простая. Существует вполне осязаемая, конкретная, доступная всем государственная организация - Фонд украинских фермеров. Работа его строится и направлена на поощрение и развитие, финансирование и кредитование малого и среднего бизнеса на селе. Государство признает тот факт, что должно быть госучреждение, через которое оно работает с фермером. Все знают, что туда можно прийти, подать заявление и узнать обо всех условиях, по которым может быть предоставлена господдержка.

- Тем не менее, как вы сказали, народ в фермеры у нас все же идет. Трудно сейчас стать фермером?

- Иной раз диву даешься, глядя на нашего человека. Ведь при нынешнем раскладе вещей создание фермерского хозяйства практически означает забить в чистом поле нескольких колышков: вот, мол, твоя земля и делай с ней, что хочешь. Все остальное зависело и будет зависеть прежде всего от человека, взявшегося за это дело. Кто-то не выдерживает и уходит из фермерства, кто-то, наоборот, встает на ноги, а кто-то продолжает влачить жалкое существование, но землю не бросает.

Я внимательно изучил вопрос, кто идет в фермеры. В основном это представители мелкого городского бизнеса, работать которым становится все сложнее и сложнее. Поэтому человек решает так: поеду-ка я лучше к отцу в деревню, там у него тракторок есть, глядишь, на земле и смогу развернуться. Так что в фермеры сейчас идут люди, уже имеющие какие-то наработки.

А сколько сегодня нестыковок в нашем законодательстве?! Вот вам пример. Согласно старому Закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", оформление земельных участков происходит за счет бюджетных средств. Эту позицию нам удалось отстоять и в новой его редакции, принятой в 2005 году. Но недолго мы радовались. В прошлом году вступил в силу Указ Президента № 58, согласно которому предоставление земельных участков юридическим и физическим лицам производится за счет заявителя. Так что теперь, если ты решил стать фермером, готовь 1 млн рублей за госакт на право пользования землей.

Еще один просто невероятный факт. Звонит мне один начинающий фермер и жалуется: мол, заплатил за оформление 500 долларов, а с меня еще требуют, чтобы я заплатил колхозу по 1 млн рублей за каждый гектар земли. Я не поверил этому, начинаю узнавать. Оказывается, есть Постановление Совмина, вступившее в силу с января 2007 года, согласно которому изъятие земельного участка неизбежно предполагает возмещение бывшему землепользователю упущенной выгоды. Причем считается она не по фактическим результатам хозяйствования, а по кадастровой нормативной оценке в пятикратном размере. Так что теперь, если претендуешь на землю, будь готов выложить от 1 до 2 млн рублей за гектар. Даже в Прибалтике в период приватизации гектар земли стоил 100 долларов. Кто это все придумал? Оказывается, готовил этот документ Комитет по госимуществу, согласовал его и с нашим Министерством сельского хозяйства, и с облисполкомами. О фермере и о том, во что это для него выльется, даже никто не вспомнил. Теперь все разводят руками. И ведь придумать же надо было такое - упущенная выгода. Да земли, которые получает фермер, уже годами не пахались, на них бурьян по пояс! Какая тут упущенная выгода?

- Константин Михайлович, а на прошедшем в конце зимы съезде фермеров эти вопросы поднимались? Какое-то решение было принято?

- Конечно же, на съезде фермеры выплеснули всю накопившуюся в их душах боль и обиду. Участники съезда приняли и направили обращение к Президенту и Правительству страны.

Понятное дело, будь за фермерами 10-15% производимой в стране сельхозпродукции, тогда можно было бы создавать для них какие-то программы и схемы. Сегодня же за фермерами 1,3% земли, хотя есть районы, где этот показатель достигает 5-8%, производят они около 2% сельхозпродукции. Цифры эти, конечно, мало о чем говорят, потому как на деле оказывается, что фермер производит 28-30% валового сбора овощей, 13 - картофеля, 1,7% зерна от общего валового производства страны. Хуже обстоят дела с животноводством, на фермерское молоко и мясо приходится по 0,6-0,7%. Вот так белорусский фермер пополняет наш продовольственный рынок.

- В начале беседы вы упомянули о неизбежности процесса приватизации в нашем сельском хозяйстве. Как вы себе ее представляете?

- Сегодня в стране немало успешных сельхозпредприятий общественной формы собственности. Пусть работают, ради Бога. Но скажите, зачем сегодня государству тянуть колхоз, у которого фонд зарплаты больше, чем выручка от реализации продукции? За основу фермерского хозяйства можно взять колхозную бригаду. В колхозе 7-8 бригад, вот вам 7-8 фермерских хозяйств, во главе каждого из них собственник. Поэтому это должен быть человек, способный вести самостоятельное производство. А таких людей нужно искать, и прежде всего среди нынешних руководящих работников колхозов. В идеале, как я представляю, фермерское хозяйство - это 200, 300, 400 гектаров земли, 200 коров, возможна какая-то другая специализация.

Однако в любом случае при проведении реформ на земле без политической воли государства, поддержки и контроля с его стороны не обойтись. Само по себе в этом мире ничего не происходит. И подтверждение тому - униженное и оскорбленное положение нынешнего белорусского фермера.

П.О. Кольцов.

Другие статьи на эту тему читайте здесь.

Понравилась ли статья? Оцените содержание материала
Увидеть, как её уже оценили можно тут