В настоящее время в республике насчитывается более 2200 крестьянских (фермерских) хозяйств, в землепользовании которых находится около 130 тыс. га сельскохозяйственных угодий. Они производят 1,5 % валовой продукции сельского хозяйства, в том числе в растениеводстве - 1-3 %, животноводстве - менее 1 %.
Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств является одним из составных разделов Государственной программы возрождения и развития села, в рамках реализации которой предстоит:
- обеспечить развитие в каждой области 100-150 крестьянских (фермерских) хозяйств, оснащенных высокопроизводительной техникой и оборудованием, с высоким уровнем культуры и интенсивности сельскохозяйственного производства;
- содействовать их кооперации с крупнотоварными сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями;
- совершенствовать законодательство о крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах граждан, в том числе в области имущественных и земельных отношений.
Основы организации и функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств заложены в Законе Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 44-3 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Кодексе Республики Беларусь о земле, Декрете Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2002 г. № 22 "О внесении изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 и некоторых вопросах государственной регистрации отдельных юридических лиц", а также в иных нормативных и правовых актах.
Порядок создания крестьянского (фермерского) хозяйства условно можно разделить на два основных этапа:
- предоставление земельного участка гражданину (гражданам) для ведения фермерского хозяйства;
- государственная регистрация юридического лица в форме крестьянского (фермерского) хозяйства.
В отличие от других организационно-правовых форм сельскохозяйственных организаций особенностью земельных отношений в крестьянских (фермерских) хозяйствах является то, что земельные участки предоставляются гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в пожизненное наследуемое владение и (или) в аренду. В первом случае размер земельного участка без учета размера участка, который предоставлен для строительства, обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, не должен превышать 100 га. Дополнительные размеры земельных участков предоставляются гражданам в аренду. Сроки аренды не должны превышать 99 лет, а аренда для сельскохозяйственного использования не может быть менее пяти лет.
Земельные участки предоставляются в основном из земель запаса, а также иных категорий, включая сельскохозяйственные земли независимо от уровня их кадастровой оценки и режима лесопользования (статья 79 Кодекса Республики Беларусь о земле). Общий порядок предоставления земельных участков гражданам определен в Указе Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г. № 58 "О некоторых вопросах изъятия и предоставления земельных участков".
Гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, обращается в районный исполнительный комитет по месту нахождения земельного участка с заявлением о предоставлении ему такого участка, где указывает идентификационные сведения о себе; цель, для которой он просит земельный участок; вещное право на него, то есть пожизненное наследуемое владение и (или) аренда; намечаемое местоположение земельного участка и его размер; источники возмещения убытков, если это связано с предполагаемым изъятием земельного участка (его части) у землепользователя, землевладельца; площадь всех земельных участков, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении, частной собственности гражданина либо арендуемых им.
Гражданин должен представить и программу ведения этого хозяйства. А в случае крупного товарного фермерского хозяйства с привлечением государственных и иных инвестиций целесообразно приложить бизнес-план инвестиционного проекта, который должен быть разработан в соответствии с требованиями, предусмотренными Постановлением Министерства экономики от 31 августа 2005 г №158 "Об утверждении правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов".
Районный исполнительный комитет в 10-дневный срок со дня поступления указанных документов рассматривает заявление гражданина, дает разрешение организации по землеустройству на разработку проекта отвода этого участка. В случае отказа в предоставлении земельного участка местный исполнительный комитет в 5-дневный срок после принятия такого решения сообщает об этом гражданину и объясняет причины отказа. Отказ может быть обжалован в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган или в суд.
При положительном решении вопроса гражданин заключает с организацией по землеустройству договор подряда на разработку проекта отвода земельного участка. Разрабатывается он в срок не более 20 дней со дня оплаты гражданином работ по подготовке этого проекта.
Право на земельный участок возникает у гражданина с момента государственной регистрации и удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации земельного участка, прав на него и сделок с ним.
Предоставление земельного участка в аренду гражданину для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется на основании договора аренды, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 292 "Об утверждении формы договора земельного участка".
Еще до подачи всех документов в регистрирующий орган гражданин (граждане) должен согласовать наименование создаваемого фермерского хозяйства в Министерстве юстиции, для чего подать заявление установленного образца и представить следующие документы:
- копию квитанции о внесении платы (в размере 1 базовой величины для крестьянского (фермерского) хозяйства, при продлении срока резервирования согласования наименования плата не взимается);
- копию доверенности для лиц, действующих от имени учредителя создаваемого крестьянского (фермерского) хозяйства.
Заявления, поступившие по почте, рассматриваются в течение 5 рабочих дней, а поданные при личном обращении рассматриваются в присутствии заявителя в этот же день. Заявителю выдается справка о согласовании наименования(одного из предложенных им наименований).
Особенности регулирования имущественных и иных отношений регламентируются в учредительном документе фермерского хозяйства - Уставе. Утверждается он решением собрания учредителей фермерского хозяйства, которое отражено в протоколе собрания. Последний подписывается всеми учредителями фермерского хозяйства. Если фермерское хозяйство создает один гражданин, он же и утверждает устав.
Для государственной регистрации фермерского хозяйства представляются следующие документы:
- заявление о государственной регистрации фермерского хозяйства, оформленное в установленном порядке;
- два экземпляра устава фермерского хозяйства;
- копия решения соответствующего районного исполнительного и распорядительного органа о том, что земельный участок будет предоставлен для ведения фермерского хозяйства в порядке, установленном законодательством об охране и использовании земель;
- протокол собрания учредителей фермерского хозяйства (кроме случаев создания фермерского хозяйства одним гражданином);
- копии паспорта, свидетельства о браке, свидетельства о рождении и иные документы, подтверждающие соответствие учредителей (учредителя) фермерского хозяйства требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 и пунктом 1 статьи 8 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- документы, подтверждающие согласие собственников на внесение в уставный фонд фермерского хозяйства имущества, принадлежащего им на праве общей собственности;
- документы, подтверждающие формирование уставного фонда фермерского хозяйства (платежный документ, подтверждающий внесение денежного вклада в уставный фонд, и (или) заключение экспертизы достоверности оценки имущества и имущественных прав в случае внесения не денежного вклада в уставный фонд);
- платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию.
В случае создания фермерских хозяйств с участием иностранных граждан, кроме указанных документов, дополнительно представляются и иные документы в соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь.
Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется в двадцатидневный срок со дня подачи всех необходимых документов.
В течение десяти рабочих дней регистрирующий орган присваивает субъекту хозяйствования соответствующий регистрационный номер и выдает:
- свидетельство о государственной регистрации установленного Правительством Республики Беларусь образца. На учредительных документах коммерческих и некоммерческих организаций ставится штамп регистрирующего органа;
- разрешение на право изготовления печатей;
- документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, а также в организациях, осуществляющих обязательное страхование.
Крестьянское (фермерское) хозяйство считается созданным с момента его государственной регистрации.
А.В. Казакевич, заведующий сектором крестьянских хозяйств ГНУ "Институт экономики НАН Беларуси", Центр аграрной экономики.
Другие статьи на эту тему читайте здесь.