Главная » Работы в саду и в огороде

Новые горизонты, 2 часть

Окончание. Начало статьи тут.

На вопросы отвечает ректор Белорусского государственного аграрного технического университета Н.В. Казаровец.

Наша справка. Николай Владимирович Казаровец родился в 1949 году, белорус, из крестьян, образование высшее, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси. Трудовую деятельность начинал рабочим. После окончания Витебского ветеринарного института работал главным зоотехником совхоза "Новоселки" Петриковского района, 7 лет - директором совхоза "Мышанка" в этом районе. С 1987 года на преподавательской работе в БСХА в городе Гэрки, в т.ч. 6 лет был деканом зооинженерного факультета, затем 3 года - начальником Главного управления образования, науки и кадров Минсельхозпрода. С 2003 года - ректор Белорусского государственного аграрного технического университета. Женат, имеет сына и дочь.

- Уважаемый Николай Владимирович, охарактеризуйте вкратце ваше учебное заведение.

- В Белорусском государственном аграрном техническом университете (БГАТУ) обучается свыше 15 ООО студентов и слушателей. Численность студентов дневной и заочной форм обучения за последние 5 лет увеличилась в 1,8 раза и составляет в настоящее время 10 200 человек. Ежегодно в стенах университета около 4000 специалистов и руководителей сельскохозяйственных организаций проходят переподготовку и повышение квалификации, свыше 1100 учащихся школ - курсы довузовской подготовки. Над диссертациями в докторантуре, аспирантуре и магистратуре работают 150 человек. Постоянно действуют подготовительные курсы и курсы русского языка для иностранных граждан. В 2007 году на 3 базе университета создана Ассоциация "Агро-инженер", объединяющая 9 аграрных колледжей, в которых обучается 8226 учащихся. Из них ежегодно 500-600 человек поступают в университет по системе непрерывного интегрированного профессионального образования.

В составе университета с 2006 года функционируют Институт повышения квалификации и переподготовки кадров агропромышленного комплекса Республики Беларусь и Республиканский учебно-производственный центр практического обучения новым технологиям и освоения комплексов машин. Создается необходимая база для открытия в ближайшее время научно-исследовательского института.

На подготовке кадров для АПК и других отраслей народного хозяйства страны концентрирует свои усилия профессорско-преподавательский состав восьми факультетов, 39 кафедр и 40 их филиалов, созданных на производстве и в НИИ. Научные исследования проводят ученые 20 научных школ. В университете из 525 человек профессорско-преподавательского состава работает 5 академиков и членов-корреспондентов НАН Беларуси, 55 докторов наук и профессоров, 237 кандидатов наук и доцентов.

На базе университета организована подготовка преподавателей технических дисциплин сельскохозяйственного профиля, работающих в вузах, колледжах и техникумах с присвоением квалификации "педагог". БГАТУ, являясь базовым учебным заведением по профилю "Агро-инженерия", осуществляет и координирует научно-методическую деятельность учреждений образования Республики Беларусь, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования в области сельского хозяйства.

Востребованной становится вузовская наука. В 2008 году объемы финансирования научно-исследовательских работ возросли по сравнению с 2004 годом в 5,6 раза.

Хорошие подвижки произошли в вопросах совершенствования идеологической и воспитательной работы со студенческой молодежью.

Можно отметить, что работа университета по совершенствованию учебно-воспитательного процесса замечена не только внутри страны. Европейская Ассоциация бизнеса, науки, искусства и образования в 2007 году за динамичное развитие учреждения образования, обеспечение европейского качества подготовки специалистов удостоила университет награды в номинации "Лучшее предприятие Европы" как инновационное, конкурентоспособное, перспективное, ведущее учреждение. В сентябре 2008 года на IV Международной Ассамблее Качества в г. Москве за успехи, достигнутые в подготовке специалистов, Белорусскому государственному аграрному техническому университету вручен "Золотой сертификат качества".

- Расскажите, пожалуйста, о требованиях, предъявляемых к абитуриентам.

- Понятно, что абитуриенты аграрного университета - это преимущественно жители села. И им приходится конкурировать с выпускниками городских школ. К тому же поступающие в технический вуз должны иметь серьезную подготовку по физике и математике, которой, к сожалению, по известным причинам, обладают далеко не все выпускники сельских школ. Поэтому для оказания помощи учащимся периферийных школ факультет довузовской подготовки и профориентации молодежи организует различные виды подготовительных курсов как при университете, так и на местах - при средних школах и колледжах. Мы приглашаем учащихся на консультации и дополнительные занятия, проводим репетиционное тестирование с последующим анализом результатов. С помощью различных курсов подтягиваем абитуриентов до требуемого уровня и тем самым готовим их к учебе в нашем университете. То есть не только предъявляем требования, но и помогаем.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса, профориентационной работы и довузовской подготовки, создание условий для обучения и проживания обеспечивают нам достаточно высокий конкурс как на дневной, так и на заочной формах обучения.

- Судьба распорядилась так, что кзы посвятили себя науке, подготовке кадров высшего звена. Дело это, прямо скажем, непростое. Что, на ваш взгляд, удалось сделать в этом направлении за последние пять лет?

- Большое внимание в последние годы мы уделили совершенствованию организационной и содержательной структуры образования. В учебный процесс внедряем инновационные педагогические технологии обучения, включающие блочно-модульное обучение, тестовый контроль знаний, развитие компьютерного проектирования и обеспечение непрерывной компьютерной подготовки, организовываем и контролируем самостоятельную работу студентов.

К учебному процессу, используя возможности столичного вуза, широко привлекаем ученых научно-исследовательских институтов НАН Беларуси, зарубежных учреждений образования, преподавателей ведущих учебных заведений столицы, руководителей и специалистов органов государственного управления, передовых хозяйств и предприятий.

В вузе начат поэтапный переход на двухступенчатую систему высшего образования. Осуществляется интеграция обучения, науки и производства, углубляется практическая подготовка выпускников. Созданные на производстве и в НИИ 40 филиалов кафедр обеспечивают учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие вуза с предприятиями и объединениями.

Так, например, на кафедре "Белагротрактор" на РУП МТЗ (филиал кафедры "Тракторы и автомобили" БГАТУ) ежегодно проходят обучение 350 студентов агромеханического факультета (АМФ), 150 студентов факультета технического сервиса (ФТС) и 80-120 слушателей Института повышения квалификации и переподготовки кадров АПК. Выполняется до 45-ти дипломных проектов, из них 5-7 рекомендуются к внедрению. Проводятся совместные исследования в области выбора параметров узлов и систем трактора, агрегатирования трактора с сельскохозяйственными машинами. К работе привлекаются наиболее талантливые студенты, которые затем успешно продолжают научную работу в аспирантуре.

Филиал кафедры "Ремонт тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин" факультета "Технический сервис в АПК", созданный на базе РО "Белагросервис", обеспечивает освоение будущими специалистами сферы снабжения, сервиса и ремонта сельскохозяйственной техники, особенностей экономики и юриспруденции, учит работать с поставщиками и клиентами, изучать конкурентов и пользоваться информационной базой.

На изучение сельскохозяйственной техники, современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур и производства продукции животноводства, процессов автоматизации, экономики и ресурсосбережения направлены зарубежные стажировки преподавателей и студентов.

За последние пять лет на приобретение основных фондов, строительство, текущий и капитальный ремонт изыскано и вложено свыше 23 млрд рублей бюджетных и внебюджетных средств, что в девять раз больше в сравнении с предшествующими пятью годами. Это позволило обновить учебные корпуса, аудитории, лаборатории и коммуникационные сети. Модернизированы физкультурно-спортивный комплекс, студенческая столовая и кафе. Благоустраивается университетский городок. Создан и функционирует 21 компьютерный класс.

В итоге БГАТУ стал динамично развивающимся учебным заведением, ориентированным на новейшие образовательные технологии, обладающим весомым учебно-методическим и научно-педагогическим потенциалом, современной учебно-материальной базой, обеспечивающим высокую востребованность выпускников в агропромышленном комплексе и других отраслях народного хозяйства страны.

Итак, оценивая результаты работы, проведенной за последние пять лет, нельзя сказать, что сделано мало. Но впереди еще более масштабная и значимая работа.

А.К. Щербацевич.

Другие статьи на эту тему читайте здесь.

Понравилась ли статья? Оцените содержание материала
Увидеть, как её уже оценили можно тут