Главная » Работы в саду и в огороде

Новые горизонты

На наши вопросы отвечает ректор БелГАТУ Н.В. Казаровец.

- Николай Владимирович, в последние годы возглавляемый вами вуз динамично развивается, выходит на качественно новый уровень подготовки специалистов. Что еще предстоит осуществить?

- Решением Совета университета в октябре 2008 года одобрена Стратегия развития Белорусского государственного аграрного технического университета на 2009-2010 годы и на перспективу до 2015 года. Документом определены стратегические цели, приоритеты и основные направления развития вуза в образовательной, научной, воспитательной и международной деятельности и кадровой политике. Обозначены конкретные параметры развития информационной среды и модернизации университета.

Цель стратегии - подготовка высококвалифицированных специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований. Предстоит обеспечить такой уровень подготовки выпускников, чтобы они обладали глубокими специальными знаниями, умениями и навыками по избранной специальности, знали и умели правильно эксплуатировать технику, были готовы внедрять в производство прогрессивные технологии, владели методами научных исследований, современными информационными и коммуникативными технологиями и, в конечном итоге, были способны успешно работать в организациях народно-хозяйственного комплекса страны, решать социальные задачи в трудовых коллективах.

В ближайшие годы намечено строительство корпуса механизации с павильоном сельхозтехники, девятиэтажного здания со спортивно-оздоровительным центром, учебного корпуса с общежитием в п. Боровляны, общежития гостиничного типа и теннисного корта. Предстоит выполнить ограждение территории, провести капитальный ремонт общежитий с надстройкой мансард, модернизировать их фасады с заменой окон, завершить ремонт кровли зданий и теплотрасс, обустройство учебных аудиторий и научных лабораторий, оснастить их необходимым оборудованием, благоустроить учебный городок.

- Новая стратегия государственной кадровой политики предусматривает создание четкой системы прогнозирования, планирования и управления карьерой способных студентов. Как она претворяется в жизнь?

- На всестороннее личностное развитие и профессиональное становление молодого специалиста направлена деятельность социально-педагогической и психологической службы (СППС) университета, которая взаимодействует с деканатами факультетов, кафедрами, органами студенческого самоуправления, кураторами студенческих групп и отделами управления воспитательной работы с молодежью.

В процессе проводимой СППС социально-педагогической и психологической диагностики изучаются индивидуальные особенности и сильные стороны, определяются резервные возможности личности студента, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы, выявляются профессиональные и познавательные интересы, индивидуальный стиль учебной деятельности. Студентам оказывается своевременная социально-педагогическая и психологическая помощь, содействие в профессиональном становлении, формировании психологической готовности к жизненному самоопределению.

Среди студентов 1-го курса проводится первый психодиагностический минимум на определение личностных особенностей и уровня тревожности в период адаптации к новым условиям вуза. На основании полученных данных вырабатываются механизмы совершенствования учебно-воспитательного процесса, рекомендации для деканатов, кафедр и кураторов групп.

Второй психодиагностический минимум проводится среди студентов 3-го курса на определение готовности к управленческой деятельности, наличие качеств будущего руководителя и лидера. Новые условия хозяйствования и развитие малого бизнеса позволяют некоторым, наиболее активным и заинтересованным, студентам уже в процессе учебы принимать участие в конкретном деле и приобретать соответствующие навыки работы в бизнесе. Не вызывает сомнений, что эта категория студентов найдет себя после окончания университета и будет востребована обществом. Задача специалистов службы выявить данных молодых людей, помочь им правильно определиться в выборе своего будущего жизненного пути, найти главное направление приложения их способностей, знаний и приобретаемых навыков.

В университете создаются благоприятные условия для развития и приумножения творческого и интеллектуального потенциала одаренных личностей, поддержки и социальной защиты талантливой молодежи с активной жизненной позицией. Работа с одаренной молодежью осуществляется в соответствии с Государственной программой "Молодые таланты Беларуси" на 2006-2010 годы".

- Николай Владимирович, как я понимаю, ваша задача и всего профессорско-преподавательского корпуса не только подготовить грамотных технологов, отвечающих требованиям сегодняшнего дня, но и научить их азам управления, как говорится, поставить на крыло. Какая работа проводится в этом направлении?

- Вопросы постижения студентами науки и практики управления являются важной составной частью всего учебного процесса. В университете создана кафедра менеджмента и маркетинга, где работает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, имеющий опыт организаторской и управленческой деятельности. В учебных планах факультетов предусмотрено изучение курсов "Управление персоналом" и "Деловая карьера". Учебный процесс построен таким образом, что не только на факультете предпринимательства и управления, но и на факультетах технического профиля будущие инженеры овладевают необходимыми знаниями и умениями в области экономики и организации производства, психологии управления трудовыми коллективами, принятия управленческих решений, адекватных нынешним условиям хозяйствования. Вопросы управления находят свое отражение в дипломных проектах студентов.

Производственную практику проводим на передовых предприятиях республики и филиалах кафедр, созданных на производстве и в НИИ. Не остается в стороне и опыт управления в странах ближнего и дальнего зарубежья, где наши студенты проходят практику и стажировку. Встречи с руководителями и специалистами, выпускниками БГАТУ дают возможность студентам лучше сориентироваться в выборе направления своей будущей деятельности и места работы. Университет помогает выпускникам в продвижении по службе через отлаженную систему повышения квалификации и получение второго высшего образования.

Из числа старшекурсников, имеющих хорошую теоретическую подготовку и обладающих организационными и коммуникативными качествами, деканаты факультетов совместно с психологической службой университета по разработанным анкетам и тестам проводят диагностику и изучают целесообразность подготовки конкретных студентов к работе на руководящих должностях. Специально созданная приемная комиссия проводит собеседование со студентами и принимает решение о зачислении в группы резерва. В 2004-2005 учебном году выпуск составил 35 специалистов. Начиная с 2005 года, университет сотрудничает со всеми областями Республики Беларусь по подготовке резерва кадров из числа студентов старших курсов. В июле 2008 года выпущено 38 менеджеров-экономистов.

- И последнее. По совместной работе знаю вас как человека уверенного, целеустремленного, сохраняющего спокойствие в любой ситуации. Эти качества достались вам по наследству или приобретены в процессе жизни?

- Несомненно, большей частью по наследству, но возводимые в степень на протяжении всей трудовой деятельности. Отец мой, Владимир Александрович, столяр-краснодеревщик, возглавлял бригаду столяров-умельцев. А эта категория на селе, вместе с пчеловодами да закройщиками, составляли как бы сельскую интеллигенцию того времени, были уважаемыми и почитаемыми в деревне. С них брали пример поведения на работе и в быту. Мой отец любил красоту и точность, был аккуратен во всем и индивидуален. Без лишних слов своим примером прививал и нам, детям, деловитость мастера, умение творить, собранность и немногословие, ровную манеру поведения. Дом наш, как и у всех сельчан того времени, богатством не отличался. Но резные наличники и ставни окон, карнизы, столы, стулья и табуретки, филенчатые дверки шкафов придавали ему особый колорит, подкрепляемый ухоженностью и порядком усадьбы. Поэтому не случайно у меня как у главы университета, можно сказать, врожденное желание сделать университетский городок, учебные корпуса, объекты социальной инфраструктуры красивыми и современными.

Без преувеличения скажу, что приведение в современный вид университета стало делом чести всего коллектива. На решение этой, одной из важнейших составляющих обеспечения подготовки современных специалистов направляются усилия не только руководства вуза и его структурных подразделений, но и профессорско-преподавательского состава, студентов и слушателей. Мы преследуем конечную цель, чтобы выпускники нашего университета несли в жизнь все то хорошее, современное, что впитают за пять лет обучения.

- И все же, Николай Владимирович, часто ли приходится повышать голос?

- Если это и бывает, то как редчайшее исключение из правил. Повышение тона рассматриваю не как показатель властной силы, а как слабость руководителя. Посудите сами, зачем кричать, если есть уверенность, что указания и распоряжения будут выполнены. И притом еще с большим желанием, если отдавать их спокойно, с уважением относясь к каждому работнику университета, будь то проректор, декан, заведующий кафедрой, преподаватель или водитель, ремонтник... Это требование как к себе, так и ко всему руководящему составу в отношениях с подчиненными. Нужно больше улыбок и доброжелательности. Мне приятно отметить, что у нас сложился хороший микроклимат в коллективе, полное взаимопонимание, проявляющееся практически у всех работников желание сделать вуз краше, лучше, современнее, стремление готовить специалиста-хозяина, по уровню подготовки соответствующего запросам народно-хозяйственного комплекса страны, способного решать далеко не ординарные проблемы и задачи нынешнего этапа развития.

- Уважаемый Николай Владимирович! Мы благодарим вас за интересную и содержательную беседу.

А.К. Щербацевич.

Продолжение тут.

Другие статьи на эту тему читайте здесь.

Понравилась ли статья? Оцените содержание материала
Увидеть, как её уже оценили можно тут