Главная » Работы в саду и в огороде

Кобринский сад руками детей

Педагог центра, руководитель кружка "Юный садовод" Людмила Григорьевна Ильясюк, отвечая на вопросы нашей фотозагадки, обмолвилась об интересной коллекции экзотических растений в оранжерее центра. Гинкго, авокадо, маракуйя, ананас, лавр благородный, монстера деликатесная, мушмула японская, финиковая пальма, карликовый гранат, киви - с каждым из этих обитателей тропиков и субтропиков, которые выпестованы руками взрослых и детей, связана своя история появления, свои надежды и разочарования.

Будучи в командировке в Кобринском районе, мы первым делом заглянули в эколого-биологический центр, где нас и встретила энергичная Людмила Григорьевна. Агроном по образованию, она уже 18 лет открывает детям захватывающий разнообразием и нуждающийся в человеческой заботе мир растений.

Знакомство с центром всегда начинается с оранжереи. Здесь можно увидеть неожиданное соседство редких теплолюбивых растений. И невольно возникает ощущение, что все эти тепличные обитатели как бы теснят друг друга и в то же время "буйствуют", разрастаются. Рассказывая о создании оранжереи, Людмила Григорьевна вспомнила ее "первенца" - гибрид грейпфрута под названием помпельмус гроздевидный, который вырастили из семечка. Он удивил плодами - в лучший урожайный год их было 32, самый большой - весил 950 граммов!

- Помпельмус вдохновил нас на новые "подвиги", - старается не упустить важные подробности Людмила Григорьевна. - Потом появилась монстера деликатесная. Ее плоды по вкусу напоминают и ананас, и землянику. Лавр благородный нам привезли из Сочи. Ох, и намучились мы, пытаясь его размножить. В прошлом году этот "неподдающийся" был в конце концов приручен. Мы использовали способ размножения трехпочковыми черенками (как розу) и черенком с пяткой (так размножают хвойные). Киви мы тоже выращивали из семян. Сейчас эта большая лиана уже два раза цвела. Но вот проблема - нет опылителя.

Рассказывая о своих зеленых питомцах, Людмила Григорьевна не забывает уточнить, откуда и как они здесь появились. Маракуйя, или пассифлора съедобная, прибыла с гуманитарной помощью. Черенок инжира - подарок Республиканского экологического центра. Инжир выращивают в оранжерее несколько лет и радуются, что он обильно плодоносит. Все в центре перепробовали его сушеные плоды. Чтобы растение слишком не разрасталось, ему делают формирующую обрезку.

Уникальное реликтовое растение гинкго директор центра Лилия Александровна Строчук привезла из Сочи, и теперь дети знают о его ценных лекарственных свойствах. Здесь, в оранжерее, уже несколько раз завязывались плодики карликового граната. Заметив, что мы любуемся финиковой пальмой, Людмила Григорьевна сообщила, что ее тоже вырастили из косточек.

На самом видном месте красуется, как бы горделиво оглядывая своих зеленых собратьев, банан.

- Мы уже три раза наблюдали за его цветением, - радуясь, что растению здесь понравилось, рассказывает Людмила Григорьевна. - Дети не могли дождаться вкусненьких желтых бананов, а когда плоды появились, ...съели их зелеными. Растет у нас мурайя. Это цитрусовое растение с белыми цветками, запах которых напоминает жасмин. По форме его плоды похожи на лимоны, и хотя они невкусные, но, оказывается, очень целебные.

- В зимнем саду мы собрали представителей тропиков, субтропиков, пустыни и полупустыни. Но это еще, можно сказать, начальная стадия нашего развития, - подключается к разговору директор центра Лилия Александровна Строчук.

- Да, ваши кактусы производят сильное впечатление. Они хоть и не на видном месте, но нельзя их не заметить, - не удержалась я, чтобы не восхититься "недотрогами" из жарких пустынь. Ну и, конечно же, возник вопрос, кто выделяет средства на приобретение недешевых экзотов.

- Мы приобретаем растения разными путями, - отвечает Лилия Александровна. - В большинстве случаев, зная увлечение Людмилы Григорьевны, друзья и знакомые делятся с ней посадочным материалом. Но проблем у нас немало. Здание оранжереи требует основательного ремонта. Прошлой холодной зимой мы, как могли, утепляли двери и окна, чтобы наши экзоты не замерзли. Немалые средства нужны для защиты растений от болезней и вредителей. Стараемся зарабатывать деньги и своими силами. Хотелось бы пообщаться с любителями экзотических растений, обменяться с ними информацией и посадочным материалом.

Директор пригласила нас посмотреть производственную теплицу центра. Весной здесь на продажу выращивают рассаду цветочных и овощных культур, притом предлагают сортовые новинки ранней капусты, помидоров, перцев. Цены наполовину меньше, чем в магазине. Ну как тут не купить! Из тепличных величественных калл и роз в центре научились оформлять красивые букеты! И не удивительно, что на них есть постоянный спрос.

Кобринский эколого-биологический центр занимает территорию площадью в 1,5 га. Дети учатся здесь выращивать деревья и кустарники, размножать их и прививать. Мне показали яблоневый сад XXI столетия на карликовых и суперкарликовых подвоях. Яблони сортов Банановое, Вербное, Заря Алатау приобретали в институте плодоводства в Самохваловичах. Есть в саду такие редкие растения, как шелковица черная сорта Киевская с очень крупными плодами, гумми, кизил, актинидия, боярышник крупноплодный, бесшипная ежевика Торнфри, клюква садовая, голубика. Во дворе центра - красиво оформленная композиция из хвойных растений "Юнацюя фантази".

Ну какой же сад без цветов! Здесь, в центре, их любят и высаживают по весне в больших количествах как однолетники, так и многолетники. Рассказывая о цветах, Лилия Александровна, вспомнила конкурс двухлетней давности под названием "Цветы Беларуси". В нем принимали участие дети из всех шести областей республики. Самые интересные цветочные композиции были запечатлены на фотографиях. Пролистывая фотоальбомы, можно порадоваться за детей - с какой выдумкой и фантазией создавали они эту красоту.

1100 детей посещают эколого-биологический центр в Кобрине. Директор и педагоги центра - высококвалифицированные специалисты. Они всячески стараются расширять представления своих воспитанников о флоре и фауне, открывать захватывающее многообразие природы. Ну и, конечно же, здесь учат беречь окружающий растительный и животный мир и созидать красоту. В этом сезоне в центре осваивали модное направление в ландшафтном дизайне - вертикальное озеленение. Небольшой участок отведен и лекарственным растениям.

И еще Лилия Александровна рассказала мне, какой неожиданной для всех была победа их воспитанника на конкурсе по определению голосов птиц в Республиканском экологическом центре. В своей школе подросток не выделялся талантами: там мало кто знал, что у парнишки была отдушина - он посещал эколого-биологический центр, очень любил птиц и мог их, как в той песне поется, узнавать по голосам... Все педагоги школы были очень удивлены, узнав о победе ученика в конкурсе. Теперь в центре парнишка занимается классификацией птиц Кобринского района.

...На прощание директор эколого-биологического центра призналась мне, что и ее, и Людмилу Григорьевну Ильясюк часто приглашают предприятия и частные лица для консультаций по благоустройству и озеленению. Кстати, в 2004 г. Л.А. Строчук и Л.Г. Ильясюк участвовали во 2-м Республиканском экологическом форуме и заняли 1-е место в конкурсе "Малые ландшафтные архитектурные формы". Безусловно, и директор, и преподаватели будут только рады, если их ученики смелее станут экспериментировать в своем саду или палисаднике. Ведь знания, полученные в центре, очень пригодятся в жизни.

Красота цветников Запольской средней школы. Красоту цветников Запольской средней школы создают проворные руки увлеченных людей. Еще при перекопке почвы в их воображении вырисовывается будущая картинка - сияющая красками клумба. Для директора школы цветоводство - это отдушина. Елена Павловна очень рада, что у нее есть единомышленники - пенсионерка Валентина Дмитриевна Тябут, преподаватель биологии Лидия Дмитриевна Кровная. Классные руководители тоже не остаются в стороне. Они вместе со своими учениками ухаживают за цветниками. Старшеклассники пишут работы по цветоводству, участвуют в экологических конкурсах.

Школьники собирают семена цветов. Здесь выращивают много цветочной рассады, на ярмарках она пользуется большим спросом.

Территория Запольской средней школы Червенского района - роскошный участок в 4 гектара. Вот поэтому было задумано превратить его в место, где бы всем было уютно, радостно, а дети научились воплощать свои замыслы, получать первые важные навыки хозяйствования.

В прошлом году экологический кабинет по результатам работы занял в Минской области 1-е место, а в республике - 2-е. Немало гостей хотят посмотреть на большой школьный сад, со вкусом оформленные цветники, а то и купить семена цветов, саженцы плодовых и ягодных культур на ярмарках, которые дважды в год проводятся в школе.

В день моего приезда директор школы Елена Павловна Авраменко, не зная ни минуты покоя, готовилась к приему гостей из Министерства образования. Хотя школа и на хорошем счету, но какая-нибудь досадная мелочь может стать ложкой дегтя. Заботясь, чтобы везде был безупречный порядок, директор все же нашла время показать мне еще не тронутые увяданием школьные цветники, рассказать о саде, который в этом году не разочаровал урожаем.

Когда мы подошли к центральной клумбе, слегка усталое лицо Елены Павловны просветлело, исчезла озабоченность, в голосе появились задушевные интонации.

- Наш цветник радует всех с весны до поздней осени. Сейчас во всей красе ярко-красная сальвия в соседстве с белым алиссумом. Их, словно синей волной, окаймляет агератум. Хризантемы зацветают в конце августа, и мы любуемся ими до первых "серьезных" заморозков. Особенно хорошо на школьном дворе весной! Как только сходит снег, здесь зацветают несколько видов крокусов. Есть у нас карпатский подснежник, занесенный в Красную книгу. Мы можем похвастаться разнообразием примул - от фиолетовых до белых. И никто не представляет весенний цветник без нарциссов, пролесок, мускари.

Слушая Елену Павловну, я подумала, что все цветоводы, с которыми мне довелось встречаться, ностальгически вспоминают весну. Видимо, после холодной зимы душа по-особому трепетно отзывается на цветение. Елена Павловна не забыла отметить, что и в летнее время привлекают буйством красок самые разнообразные цветы - турецкая и китайская гвоздика,энотера,львиный зев, ромашки, циннии, тагетес мелколистный, рудбекия, флоксы, астры...

Поскольку школьный участок немалый, место нашлось и для ягодных кустарников, и для косточковых культур, и для большого яблоневого сада на полукарликовых подвоях.

Прошедшей весной был заложен сад косточковых. Идею обсуждали всей школой, саженцы не покупали, потому что дети, конечно же, с одобрения родителей, принесли их из своих домашних садов. Все сорта слив, вишен, алычи районированные, так что через несколько лет быть урожаю! Когда Елена Павловна повела разговор о саде, то и по выражению глаз, и по интонации я поняла, что это уже ее сбывшаяся мечта.

- В нынешнем году на школьной ярмарке мы реализовали много саженцев айвы японской. Известно, что ее плоды - источник витамина С. Мы собираем их, режем на мелкие дольки, сушим и добавляем детям в чай. У нас 600 кустов черной смородины и 100 - красной. Из ягод делаем повидло, варенье, а часть замораживаем для компотов. Наш яблоневый сад на низкорослых подвоях насчитывает 600 деревьев. Доминирует ранний сорт Антей и поздний Арсения. Как вы сами видите, урожай в этом году - на радость всем! Дети на переменах бегают в сад - только и слышен везде хруст яблок. Часть урожая пойдет на продажу. Зимой наши дети любят компот из сухофруктов, которых мы заготавливаем много. Никто не отказывается и от яблочного варенья, и от повидла.

Фотографируя Елену Павловну на фоне ее любимого сада, я заметила, что яблони разрослись, им уже сложно "держать дистанцию", да и междурядья, заросшие травой, наводили на мысль о каком-то специфическом уходе.

- Уход за садом обычный, - поясняет Елена Павловна. - Задерненную почву весной мы рыхлим вилами. Для подкормки острой палкой в приствольном круге каждой яблони делаем отверстия и заливаем в них комплексное удобрение. Мы не используем "химию" для защиты от болезней и вредителей, а применяем отвары и настои трав, чеснока.

Прогуливаясь по уютной школьной территории, я отметила, что много еще здесь свободных мест для воплощения новых замыслов. Поблизости нет леса, вот и задумали в школе создать лесной уголок - посадить сосну, ель, дуб, ольху и обязательно создать небольшой водоем.

В Запольской средней школе все благоухает и плодоносит благодаря стараниям детей и взрослых. Школьники с юных лет учатся хозяйствовать, беречь то, что посажено своими руками. Трудно представить, что ученик будет ломать дерево, которое сам посадил.

Если спросить у любого человека: любит ли он природу, то в большинстве случаев ответ ясен: ну как не любить! А что он делает, чтобы родные места стали лучше, чище, радостнее? На второй вопрос ученики и учителя Запольской средней школы, так же, как воспитанники и преподаватели Кобринского эколого-биологического центра, ответят без затруднения.

Людмила Дрожжа.

Другие статьи на эту тему читайте здесь.

Понравилась ли статья? Оцените содержание материала
Увидеть, как её уже оценили можно тут