Главная » Строительство на даче и на ферме

Лодка-самоделка

Жизнь людей, что поселились по берегам рек и озер, так или иначе связана с водой. Каждый настоящий хозяин и ныне имеет лодку, которая верно ему служит для поездок на рыбалку и охоту, за сеном и дровами, а также для других надобностей. А уж если случится сильное половодье, лодка выручает не только семью, но и «безлошадных» соседей.

На Руси в прежние времена было достаточно мастеров-лодочников, которые могли сработать заказчику любую лодку. Её можно было купить и на местных ярмарках. Теперь жители сел и малых городов все чаще полагаются на себя, на свое умение и сноровку. Многие из них не без успеха делают дощаники, то есть лодки из досок, а то и челны, или долбленки.

В разных районах сложились свои приемы и накопился свой опыт работы, но общие принципы их одинаковы.

Конструкция плоскодонки довольно проста, а делать её сподручнее вдвоем. Плотники берут три широкие выструганные доски длиной 4-5 м и толщиной 3-5 см, четыре тесины (более тонкие доски для бортов), заготовки для форштевня (массивной части судна) и шпангоутов (ребер судна, к которым крепится наружная его обшивка), а также доску для кормового транца. На форштевень идет изогнутый под углом 60-70° кусок ствола березы, либо толстый чурбак, из которого и вырубают заготовку. Для шпангоутов используют отрезки ствола березы с толстыми сучьями. Последние срезают на высоту будущего борта, а кусок ствола пропиливают вдоль или скалывают с тем, чтобы заготовка имела Г-образную форму. Таких заготовок делают шесть - на три составных шпангоута. Кормовой транец сбивают из двух досок по размеру будущей кормы.

Днище плоскодонки делают так. Кладут на землю два-три чурбака, на них в ряд три доски. На среднем чурбаке середину досок плотно заклинивают. Днище размечают в форме яйца (эллипса) - острого к форштевню и тупого к корме, затем обтесывают или пилят ножовкой по контуру. Иные плотники сначала стесывают боковые доски, после чего заклинивают все днище. Как только днище готово, к нему прибивают форштевень, кормовой транец и шпангоуты. Во всех этих деталях должны быть сделаны вырезы на глубину толщины тесин первого ряда борта. Шпангоуты попарно соединяют внакладку на ширину места установки.

Сделав это, остов лодки расклинивают, переворачивают и кладут на П-образные или какие-нибудь другие опоры (они должны быть уже днища), прибивают первый ряд бортов так, чтобы тесины выступали над днищем на 4-5 см. Опытные мастера при этом слегка прогибают днище. Это придает плоскодонке более высокие ходовые качества. Потом на первый ряд борта накладывают второй ряд тесин и «пришивают» их гвоздями в том же порядке. Лодку переворачивают на днище. К верхней части бортов обычно прибивают тонкие планки. На верхний ряд бортов закрепляют колодки со штырями (деревянными или металлическими) для весел-гребей. Делают дощатые сиденья, иногда - настил на днище. Весла вырезают из осиновых плах. Уключины делают и металлические, заказывая их в кузнице. Кормовое весло как более тонкое вырезают из доски.

Последний этап - необходимая зачистка поверхностей, устройство приспособления для крепления мотора, конопачение паклей, заливка щелей битумом или варом (вареной смолой), промазывание варом внутри и снаружи, окраска бортов и весел.

А вот чтобы изготовить хорошую долбленку (челн, челнок), надо обладать навыками и сноровкой специалиста лодочного промысла. Для заготовки выбирают осину или тополь диаметром в комле 50-60 см, отпиливают отрезок 4-5 м, концы его затесывают: для носовой части - острее, для кормовой - тупее. В носовой и кормовой части заготовки вырубают две эллиптические выемки, их соединяют пропилом или прорубом. Сердцевину бревна удаляют при помощи тесла и полукруглой стамески так, чтобы остались стенки толщиной 3,5-4 см. Когда долбление завершено,, заготовку обильно поливают водой, переворачивают и укладывают на чурбаки вверх днищем над заранее разведенным по всей длине лодки кострищем. Поддерживая небольшой огонь, долбленку «парят», поливая водой, и постепенно «разваливают» при помощи распорок из черемуховых или березовых сучьев. Это самая ответственная операция, продолжается она несколько часов. В случае оплошности днище может дать трещины. Как только «развал» достигнет необходимой величины, вместо распорок ставят шпангоуты из березовых или черемуховых сучьев. Обычно их три.

Остается зачистить поверхность рубанком или другим инструментом, обмазать сухой челн варом, сделать сиденья и двухлопастное весло из доски или плахи. Некоторые владельцы долбленок предпочитают управляться с помощью шеста или кормового весла. Ведь такие челны обычно применяются на небольших речках или озерах.

К днищу челна часто прибивают тесовые борта, и тогда он превращается в более грузоподъемную и устойчивую лодку. В этом случае его оборудуют веслами-гребями и кормовым веслом. Все щели между бортами и днищем конопатят и заливают варом или гудроном.

А. Чирков

Другие статьи на эту тему читайте здесь.

Понравилась ли статья? Оцените содержание материала
Увидеть, как её уже оценили можно тут
посетите наш
строительный форум
и форум по
отоплению и водоснабжению